Спонсор Никиты Мазепина полностью заложен «Сберу» за кредит в $6,5 млрд. Но платит миллионы за болид-триколор в «Ф-1»

Ходят слухи о покупке команды.

После ухода Даниила Квята из системы «Ред Булл» Россия чуть не осталась без пилотов в «Формуле-1», но ситуацию спасли «Уралкалий» и семья Мазепиных. Никита заполучил место в «Хаасе» в обмен на 20 млн евро в год от химического гиганта (данные Corriere dello Sport) – и американский болид вместе с формой команды даже выкрасили в триколор для красочного обозначения национальной идентичности главного спонсора. Так по невероятной иронии судьбы в цветах российского флага дебютировал и сын семикратного чемпиона «Ф-1» Михаэля Шумахера Мик – причем он рассыпался в комплиментах раскрасу.

Загружаю...

«Уралкалий» же вместе с «Уралхимом» принадлежит отцу Никиты Дмитрию – участнику войны в Афганистане, бывшему зампреду Российского фонда федерального имущества, экс-менеджеру «Сибура» и «ТНК» и собирателю одного из главных объединений химкомбинатов страны на данный момент. Именно ему сейчас принадлежит 86 процентов «Уралхима» (который полностью контролирует «Уралкалий»).

Что мы знаем о миллиардере Мазепине – отце нового русского гонщика «Ф-1»? Разбогател на скупке химзаводов, предлагал за другую команду $140 млн

Но вообще с «Уралхимом» и «Уралкалием» сложилась довольно странная ситуация: в недавнем материале Forbes, посвященном возвращению Дмитрия в топ-200 богатейших людей России (теперь он – №150 с личным состоянием в $800 млн), описана серьезнейшая кредитная нагрузка на компании вместе с обременениями на акции.

В соответствии с источником журнала, «знакомым с финансовыми показателями группы», общая задолженность на конец 2020-го составила почти $11 млрд. И по отчетам холдинга «Уралхима», $6,5 млрд из них предоставлены «Сбером» – более того, в качестве обеспечения по кредитам госбанку заложены 99 процентов акций «Уралхима» и 100 процентов – «Уралкалия».

Вообще у Дмитрия же давно сложились отличные отношения с менеджментом «Сбера»: именно «зеленый» госбанк финансировал первые сделки Мазепина-старшего по скупке химических заводов. Источники Forbes утверждают, будто все решило личное знакомство с первым зампредом финорганизации на тот момент Аллой Алешкиной: якобы она поверила в бизнесмена, оценив проведенную им эффективную реструктуризацию долгов «Сибура».

Загружаю...

Рука «Сбера» присутствует в химконцерне и сейчас: еще в 2019-м финансовым директором «Уралхима» назначили бывшего первого вице-президента госбанка Игоря Буланцева. Его, по сообщению Forbes, внутри компании называют «смотрящим от «Сбера» – и в 2020-м он вошел и в совет директоров «Уралхима». Тогда же одно из кресел занял и старший президент госбанка Александр Базанов. «Мы комфортно приняли эту идею [приход Базарова], так как «Сбербанк» – наш крупный кредитор», – приводит Forbes слова сотрудника «Уралхима».

Правда, за 2021-й ситуация немного изменилась: цены на калийные удобрения взлетели с $450 до $557, «Уралхим» нарастил выручку и приступил к частичному погашению долгов. По прогнозам анонимного источника в компании, на конец 2021-го консолидированная EBITDA «Уралхима» и «Уралкалия» составит «чуть более» $3 млрд, а чистый долг – «менее $10 млрд».

Благодаря росту выручки поднимется и стоимость заложенных акций – так что источник Forbes прогнозирует «высвобождение части залога «Сбера». Однако планам может помешать рост налогов для горнодобывающего сектора, запланированный Минфином, а также желание банка сохранить контроль над заемщиком. Тем не менее, анонимный топ-менеджер госбанка и сотрудник «Уралхима» говорят: финорганизацию полностью устраивает работа конгломерата.

То есть госбанк вообще не смущают траты крупного заемщика на финансирование родственников в «Формуле-1» – причем объем вложений может даже вырасти: в паддоке не первый год ходят слухи о возможном создании или покупке Мазепиными собственной команды. Вот и в последнем интервью для немецкого «Бильд» Никита совсем не опровергает такую возможность:

«Это была бы интересная опция: он [отец] превращает в золото все, к чему прикасается. Но я лоялен «Хаасу», так что если он купит команду – будет интересно увидеть, как мы с ней посоревнуемся и смогу ли я победить. Буду ли я гоняться за него? Не исключал бы такой возможности. Но, как я сказал, я лояльный и хочу успеха с «Хаасом».

Загружаю...

В паддоке воспринимают такие слухи очень серьезно, ведь в список активов Мазепина-старшего уже входит организация Hitech из «Ф-2» и «Ф-3» (раньше за нее как раз и выступал Никита). А еще Дмитрий пару лет назад пытался купить «Форс-Индию» (теперь «Астон Мартин») за $140 миллионов c перспективой повышения суммы за $170 миллионов – и даже несколько лет судился (от лица «Уралхима») с управляющим, продавшим команду Лоренсу Строллу за $125 млн. После Мазепиных также связывали с переговорами о покупке «Уильямса» – но сделка застопорилась из-за гордости английской семьи: тогда она еще не дошла до моральной готовности к уступке контроля над организацией, и Никита ушел в «Хаас».

Другие активные акторы российского автоспорта на вопросы о перспективах выхода в «Ф-1» отвечают однозначно: в Гран-при уже есть национальная команда.

«Российская команда в «Формуле-1» уже есть. Посмотрим, как «Хаас» будет развиваться. Успехов Никите Мазепину», – вот так, например, ответил Борис Ротенберг на вопрос о расширения его программы «СМП» на Гран-при. То есть сегмент прочно занят Мазепиными – если уж даже продвигавшая ранее Сергея Сироткина в «Уильямс» и вертикаль с портфолио в виде чемпиона «Ф-3» Роберта Шварцмана не видит пока иных точек входа.

Загружаю...

«Мы гордимся нашей страной. Мы часть «Формулы-1», имеем в ней своего гонщика, свои цвета, гордимся ими, – комментировал для «Чемпионата» ситуацию сам Дмитрий. – Видно, что для Никиты быть в «Ф-1» – огромная честь и большая нагрузка. Это первый год, он многому учится, я всячески его поддерживаю».

Сам Никита при этом уверяет, будто «Уралкалий» спонсирует его исключительно по бизнес-мотивам.

«Гарантирует ли спонсорство «Уралхима» место в «Ф-1»? Я получил кокпит, потому что я гонщик и команда видит меня как актив, – объяснил №9 в том же интервью для «Бильд». – Причина спонсорства – потому что команда видит «Формулу-1» как возможность для нового бизнеса. Я – единственный русский пилот, и, конечно, русская компания всегда захочет инвестировать в команду с соотечественником в составе».

Тем не менее, до погашения кредитов (или хотя бы снятия залога с акций) выходит, что русский пилот (опять) гоняет в «Ф-1» на госденьги – хоть и опосредовано.

Без денег Мазепина «Хаас» гонял бы в «Ф-1» без триколора – в цвете спонсора Мика Шумахера. Есть слитый концепт

Честнейший Мазепин из «Ф-1»: правда о провале старта сезона, чем помогал отец (не только деньгами) и главные гоночные слабости

Мазепин из «Ф-1» слил блогеру в дрэге на тюнингованом «Гелике» за $900к. Лицо Никиты на старте – бесценно

Фото: РИА Новости/Владимир Астапкович, Алексей Дружинин; instagram.com/nikita_mazepin; globallookpress.com/Hoch Zwei/Keystone Press Agency

Популярные комментарии
Лысый Гном
Не удивлюсь что скоро на болидах Ф-1 будут дети кадырова в пилотах и будут стрелять с калаша в воздух прям с кабины) А организации на все это будет по барабану, главное чтобы исправно платили.
Красный чай
Минусуют боты из пиар агентства, которое работает над имиджем этого мажорика. Нужно добавлять им работы побольше)
Ответ на комментарий Comes_from_senegal
Дети Кадырова пришли. Минусуют )
Красный чай
Платит он не за болид-триколор, а за место для своего сынка, что Россию только позорит.
Еще 96 комментариев
99 комментариев Написать комментарий