Бездушный манипулятор или просто другой: обзор на автобиографию социопата

Социопатия – это не официальный медицинский диагноз. Вместо него в психиатрии используют термин «антисоциальное расстройство личности». Заболевание наблюдается у 1-4% населения и чаще встречается у мужчин, чем у женщин. Термин «социопат» считается неэтичным, но в этой статье мы его используем для упрощения. А еще так себя называет автор книги, о которой расскажем далее.

Патрик Гагни написала необычную автобиографию, в которой нет места традиционным рассказам об успехе, мотивации и непростом пути к славе. Эта история полна противоборства тьмы и света: девочки с социопатией и общества, не способного понять, что значит – ничего не чувствовать.

Загружаю...

Люди с социопатическими чертами часто проявляют антисоциальное поведение: воруют, избивают, могут манипулировать другими, лгать. При этом не испытывают чувства вины и раскаяния.

Они часто импульсивны и агрессивны. Но действуют так неосознанно: для них такое поведение нормально.

Причины социопатии могут быть разными. Некоторые ученые считают, что на это влияют наследственность, детские травмы, плохие условия жизни и отсутствие положительных примеров общения. Также важны нейробиологические факторы: у людей с социопатией иначе устроены участки мозга, которые отвечают за поведение и эмоции.

В кино и медиа социопатов часто представляют монстрами. Вспомните фильмы «Молчание ягнят» и «Американский психопат» – везде герои-социопаты были плохими парнями. Сам термин будто кричит: осторожно, с этим человеком нельзя иметь дело, он опасен! Многих преступников с ходу называют социопатами, подчеркивая, что люди с этим расстройством опасны для общества: они могут украсть, навредить, причинить зло.

Но Патрик Гагни – автор книги и по совместительству психотерапевт – доказывает: все люди разные. И даже общий диагноз не перекрывает уникальные черты, которые делают нас другими, отличающимися от остальных.

Социопатов всю жизнь преследует нестерпимое внутреннее напряжение

Патрик еще в детстве поняла, что отличается от других детей. Она постоянно сомневалась и не могла понять, что должна чувствовать в определенный момент времени. Ей было невыносимо сложно решить, поступает ли она правильно или нет. Теоретически признаваться в этих сомнениях казалось верным решением, но на практике она пришла к выводу, что правда только все портит. 

В детстве маленькая Патрик была как воздушный шарик, который вот-вот лопнет. Внутри него пустота – апатия и скука, которые часто овладевали девочкой. Чтобы хоть как-то избавиться от неприятных чувств, ей нужно было сделать что-то «противозаконное». Например, украсть заколку у соседской девчонки, подсматривать за взрослыми или запереть одноклассников в школьном туалете. Тогда напряжение улетучивалось.

Загружаю...

Иногда дискомфорт становился невыносимым и в голову приходили более страшные мысли: ударить кого-то или спустить с лестницы.

Но откуда взялась эта пустота, из-за которой в голове накапливалось напряжение, требующее разрядки? Патрик, кажется, нашла ответ. 

Социопаты из-за физиологических особенностей не могут выразить эмоции традиционными способами. В итоге эмоции накапливаются и заставляют действовать агрессивно. Желание чувствовать на подсознательном уровне – вот что движет ими, когда они толкают незнакомца, бьют одноклассника или воруют велосипед.

Отношения с родителями должны помогать социализироваться, но на деле так бывает не всегда

Самые болезненные главы книги связаны с мамой. 

Как любой родитель, мать Патрик хотела, чтобы ее девочка была нормальной. Но дочь не была способна на такое. В итоге рядом с мамой Патрик испытывала состояние, которое впоследствии охарактеризовала как «стресс беспомощности». Ощущение возникало всякий раз, когда она понимала, что не испытывает тех эмоций, которые от нее ожидали.

Это распространенная ситуация.

Многие родители, понимая, что с их ребенком что-то не так, не знают, где искать помощи. Милый малыш, которого так ждала женщина на протяжении девяти месяцев, вдруг становится тем, кого боишься. 

Загружаю...

Социопатам свойственно агрессивное поведение к людям и животным: не только физическое насилие, но и манипулирование и пренебрежение чувствами. Так они достигают целей, не задумываясь о моральной стороне этих действий.

В ответ на такое поведение родители пытаются достучаться до ребенка привычными способами: разговорами и наказаниями. Но в случае с социопатией это не работает. Таким детям нужна профессиональная помощь психиатра и психолога.

Чтобы прижиться в обществе, социопаты вынуждены имитировать чувства других. Так они могут сойти за «своих»

Патрик следила, как люди реагируют на хорошие и плохие новости, что говорят и какие движения при этом совершают. А потом планомерно перенимала такие шаблонные реакции.

Это сработало. Из нелюдимой девочки, с которой никто не хотел дружить, она стала той, к кому проникаются симпатией. 

Помогала и тотальная занятость. По словам Патрик, ей нельзя было иметь свободное время. Когда становилось скучно, она вспоминала, что не умеет чувствовать. И это осознание толкало на плохие поступки.

Врачи советуют социопатам учиться взаимодействовать с другими людьми: репетировать, что нужно говорить и какие эмоции изображать при разговоре. Это помогает лучше понимать социальные сигналы и реакции окружающих.

Кроме того, специалисты рекомендуют развивать эмоциональную осознанность, то есть учиться распознавать чувства других людей. Для этого проводят ролевые игры вместе с психологом и обсуждают эмоции героев фильмов и сериалов.

Социопаты не плохие, они – другие

Было бы просто, если бы мир был черно-белым. Социопаты, которые не испытывают эмоций и вечно хотят совершить что-то злодейское, – монстры. А те, кто открыт миру и эмпатичен, – основа общества. Но между светом и тьмой еще много полутонов.

Загружаю...

Так и Патрик в какой-то момент поняла, что ее особенность не делает ее хуже, не определяет сторону автоматически. Просто она другая. Но чтобы осознать это в полной мере и понять, как научиться сдерживаться, нужно было пройти длинный путь.

У Патрик он начался со знакомства с Дэвидом. Любовная линия в этой книге – то, за чем действительно хочется следить. Дэвид – словно маяк для Патрик: с ним легче идти по светлой тропинке и не сворачивать во тьму.

Ученые доказали, что активное участие близких в жизни социопата может не только смягчить негативные последствия его поведения, но и помочь полноценно участвовать в социальной жизни. Чем раньше родные подключатся – например, когда первые признаки расстройства только появились, тем выше шанс, что траектория развития личности изменится. Тогда человек с социопатией будет легче справляться с агрессивными мыслями и сможет влиться в общество. 

Патрик никак не могла найти врача, который ей поможет, и в итоге стала таким врачом сама 

Со временем социопатия стала профессиональным интересом Патрик. Она выучилась на психолога и стала работать с людьми с таким же диагнозом, помогать им понять, что с ними происходит и как с этим справляться.

Теперь она открыто говорит о диагнозе и обсуждает с близкими проблемы, с которыми сталкивается при общении с другими людьми. 

Загружаю...

Жить с социопатическим расстройством Патрик помогает один из методов когнитивной поведенческой терапии – когнитивная реструктуризация. Для этого ей приходится записывать нежелательные негативные мысли в дневник и раз за разом опровергать их. Так получается заставить «плохие» качества работать на нее и превратить во что-то нейтральное или позитивное.

Выглядит это примерно так. 

Мысль: «Я ничего не чувствую, и, если не сделаю ничего, чтобы спровоцировать чувства, станет только хуже. Апатия усилится и толкнет меня на по-настоящему ужасное преступление». 

Опровержение: «Я ничего не чувствую, но нет научных подтверждений, что апатия – опасное психологическое состояние. Люди ходят на йогу и тратят тысячи долларов на курсы медитации, чтобы научиться освобождаться от мыслей и ничего не чувствовать. А я могу пользоваться этим навыком каждый день и бесплатно».

Также для людей с социопатией Патрик рекомендует экспозиционную терапию. В рамках этого метода пациентов учат не избегать стрессовых ситуаций, а сознательно взаимодействовать с триггерами. 

Например, у Патрик было компульсивное желание следить за одной женщиной. Она испытывала драйв, когда понимала, что жертва ничего не замечает. 

Во время экспозиционной терапии Патрик раз за разом приезжала к дому женщины и записывала все, о чем думает, что испытывает и хочет сделать. Спустя время она поняла, что запал пропал и больше нет желания следить за чужой жизнью. 

***

Природа добра и зла, нормы и патологии, таких и иных – основа размышлений в книге. Ее стоит прочитать не только тем, кто столкнулся с подобным поведением у близкого, а всем, кто хочет расширить границы нормы и научиться воспринимать непонятное не как абсолютное зло.

Больше о медицине и здоровом образе жизни – в разделе «Здоровье»

Читать телеграм-канал о здоровье

Фото: unsplash.com/Priscilla Du Preez, Toa Heftiba, Zoe

Загружаю...
Этот пост опубликован в блоге на Трибуне Sports.ru. Присоединяйтесь к крупнейшему сообществу спортивных болельщиков!
Другие посты блога
По строчке