Как «Ливерпуль» продает игроков
Этот пост написан пользователем Sports.ru, начать писать может каждый болельщик (сделать это можно здесь).
Было время, когда об успешности трансферного окна судили по качеству новых игроков. Но в эпоху прибыльности и устойчивого развития все зависит от того, насколько хорошо клубы могут продавать.
В этом отношении «Ливерпуль», наряду с «Манчестер Сити», имеет, пожалуй, лучшие показатели в стране. Этим летом чемпионы Премьер-лиги собрали £194 млн., чтобы покрыть часть своих гигантских расходов в размере £419 млн. (с учетом дополнительных выплат цифры увеличиваются примерно на £30 млн. с каждой стороны). В отличие от них, «Манчестер Юнайтед» до последнего пытался найти новых игроков, в то время как «Арсеналу» также было гораздо труднее тасовать игроков, чем подписывать новых.
На самом деле, только два клуба — «Челси» и «Борнмут» — выручили больше денег от продаж этим летом.
Трансферный доход клубов Премьер-лиги этим летом
Примечание: Все комиссии пересчитываются из евро в фунты стерлингов по действующему курсу. Указаны только первоначальные сборы за трансфер — бонусы, комиссионные агента и сборы за трансфер не включены. Влияние условий продажи не включено.
«Новые» деньги от Saudi Pro League продолжают помогать, поскольку «Аль-Хиляль» был готов заплатить больше, чем любой другой европейский клуб, за Дарвина Нуньеса — €53 млн. (£45,9 млн.; $61,7 млн.), а Джордан Хендерсон и Фабиньо ранее переехали в Саудовскую Аравию за большие суммы.
Тем не менее, «Ливерпуль» выделяет значительные средства, которые он получил от других клубов высшей лиги по всей Европе. Они продали Луиса Диаса, Нуньеса и Куивина Келлехера, после того как приложили все усилия, чтобы достичь определенной оценки. Они получили большую прибыль от молодых не основных игроков — Джарелла Куанса, Харви Эллиотта, Бена Доака и Тайлера Мортона.
И хотя неспособность заключить новый контракт с Трентом Александром-Арнольдом обошлась «Ливерпулю» недешево, «Реал Мадрид» заплатил £8,4 миллиона фунтов стерлингов, чтобы досрочно его подписать на клубный чемпионат мира.
Продажи игроков «Ливерпуля» в 2025/26 годах
Таковы секреты стратегии продаж «Ливерпуля» и то, что делает их репутацию столь впечатляющей.
Возможно, такого яркого пятна в распродаже игроков следовало ожидать.
Майкл Эдвардс. Бывший спортивный директор «Ливерпуля» присоединился к владельцам Fenway Sports Group (FSG) в качестве генерального директора по футболу в марте 2024 года и имеет впечатляющий послужной список в получении крупных сумм за игроков.
Филиппе Коутиньо, проданный за £142 млн. в «Барселону» в 2018 году, является ярким примером, но не менее впечатляющими в его первый период в клубе были суммы, вырученные за Джордона Айба, Брэда Смита, Кевина Стюарта, Дэнни Уорда, Мамаду Сако, Райана Брюстера, Харри Уилсона и Неко Уильямса. «Ливерпуль» не пожалел ни об одной из этих продаж, но смог использовать вырученные деньги для создания команды, которая так хорошо служила Юргену Клоппу.
Однако на посту спортивного директора в центре внимания оказался еще один новобранец «Эдвардса», Ричард Хьюз. Хьюз заработал около £290 млн. за три трансферных окна, сохранив впечатляющий рекорд продаж, который был у него в «Борнмуте».
Доминик Соланке, Натан Эйк, Аарон Рамсдейл, Тайрон Мингс и Арнаут Данжума были в числе игроков, которых Хьюз приобрел, а затем продал с солидной прибылью. После его ухода Илья Забарный, Данго Уаттара и Милош Керкез — все, кого подписал Хьюз, — также ушли за большие суммы, причем последний перешел в «Ливерпуль».
Что еще почитать: Внутри «Ливерпуля» и «новой» FSG: динамика Эдвардс-Хьюз, обновление скаутинга и новости о мульти-клубной системе
«Ливерпуль», конечно, работает на рынке, отличном от «Борнмута», но есть сходство с подходом Хьюза к работе на обоих рынках.
Доак, пожалуй, является одним из лучших примеров. 19-летний форвард, который обошелся «Ливерпулю» в £600 тыс. в 2022 году, провел всего три матча в Премьер-лиге, но Хьюз и клуб знали о наличии рынка для него, заблокировав подходы в «Кристал Пэлас» и «Ипсвич Таун» в прошлом сезоне.
Этим летом Хьюзу звонили из нескольких клубов, включая «Ноттингем Форест», которые хотели взять его в аренду, но было принято решение рассматривать только постоянные переходы. «Ливерпуль» был готов сидеть сложа руки и даже использовать Доака в качестве второстепенного игрока, если их оценка игрока не будет выполнена, что фактически (пусть и непреднамеренно) привело к росту цены.
Когда «Борнмут» в итоге увеличил предложение на £2 млн., увеличившись до £25 млн., что вполне устраивало «Ливерпуль», они решили продать его, хотя было добавлено условие об обратном выкупе, чтобы дать «Ливерпулю» определенную степень контроля, если Доак реализует свой потенциал.
Тщательное руководство «Ливерпулем» Доаком, включая успешную аренду в «Мидлсбро» в прошлом сезоне, помогло их переговорной позиции.
Все арендованные игроки «Ливерпуля» стратегически распределяются на основе таких критериев, как соответствие стилю, предыдущий опыт потенциального клуба с арендованными игроками, количество матчей ушедшего в аренду игрока и условия, которые может предложить клуб. Делегации из Мерсисайда направляются в возможные клубы для проверки их спортивных объектов, а игроков навещают в течение сезона. Например, Эдвардс и технический директор FSG Джулиан Уорд встречались с Доаком в «Мидлсбро» в декабре.
«Что они делают действительно хорошо, так это развивают своих игроков и создают ценность», — говорит представитель высокопоставленного игрока клуба, который говорит анонимно, чтобы защитить свои отношения.
Подход FSG всегда заключался в создании самодостаточной модели, а исполнительная структура клуба надежна: Эдвардс подотчетен правлению FSG, Хьюз — Эдвардсу, а Слот — как первый «главный тренер» «Ливерпуля» — Хьюзу. Пара разговаривает по нескольку раз в день во время трансферного окна, чтобы обсудить доходы, продажи и переговоры по контрактам.
Стадия, на которой каждый член команды высшего руководства участвует в продажах, зависит от размера и сложности сделки. Роль Слота отличается от роли его предыдущих клубов АЗ и «Фейеноорда», где он знал, что лучшие игроки будут проданы, если появятся предложения от более крупных клубов. На «Энфилде» такого давления не существует. Если он хочет сохранить игрока, вероятность того, что это произойдет, выше.
Однако, в конечном счете, здоровье бизнеса имеет первостепенное значение — этот момент был подчеркнут продажей Диаса.
Слоту понравилось работать с Диасом. Большую часть лета руководство «Ливерпуля» было твердо уверено, что 28-летний футболист не будет продан. Они отклонили интерес из Саудовской Аравии, отклонили предложения «Барселоны» и изначально дали понять «Баварии» через Хьюза, что не заинтересованы в продаже.
Осложняющим фактором был сам Диас, который на разных этапах изъявлял желание уйти после того, как ему не удалось договориться о новом контракте, но только когда «Бавария» повысила свое предложение до €75 млн. (третья по величине сумма, которую они когда-либо кому-то платили), «Ливерпуль» был вынужден согласиться.
Когда статистическая служба «Ливерпуля» подсчитала, что только семь других игроков старше 28 лет сменили клубы за более высокую сумму трансфера, было сочтено, что это решение представляет собой выгодный бизнес, особенно с учетом прихода Флориана Вирца и Юго Экитике, появления Рио Нгумоа и продолжающегося наблюдения за Александром Исаком.
Что еще почитать: Луис Диас покидает «Энфилд»: что это значит для его наследия и трансферных планов «Ливерпуля»
«Баварию» не пришлось долго уговаривать признать таланты Диаса. В чем рекорд «Ливерпуля» по-настоящему выдающийся, так это в продаже второстепенных игроков за суммы, которые, если сложить их вместе, помогают объяснить, почему этим летом они смогли так активно привлекать новых игроков.
В прошлом году два запасных игрока, Сепп ван ден Берг и Фабиу Карвалью, были проданы «Брентфорду» на сумму до £52,5 млн. Ван ден Берг не сыграл ни одного матча в Премьер-лиге, а Карвалью провел всего 13 матчей.
Для заключения выгодной сделки с Ван ден Бергом потребовались длительные переговоры.
Даже голландский защитник усомнился в своей высокой цене. «Если вы хотите уйти, то £20 миллионов фунтов — это довольно много, — сказал он во время предсезонного турне по Соединенным Штатам в июле прошлого года. — Моей первой реакцией было то, что цена была довольно высокой! В некотором смысле это комплимент».
«Брентфорд» изначально не был готов платить сумму в размере £20 млн. (плюс £5 млн. в виде бонусов), но Хьюз привел убедительные аргументы, показывающие, как защитники с похожим профилем переходят за соответствующие суммы. Это был еще один пример того, как «Ливерпуль» умело использовал систему аренд для повышения стоимости игрока: Ван ден Берг играл за «Майнц» из Бундеслиги в сезоне 2023/24.
Об уважении, которое Хьюз завоевал в индустрии, свидетельствует количество постоянных деловых контактов, которые он проводит с клубами. Добросовестность, проявленная в ходе переговоров с «Брентфордом», помогла лондонскому клубу добиться перехода Келлехера этим летом в рамках сделки, стоимость которой может составить до £18 млн. Учитывая, что у Келлехера оставался год контракта, это опять-таки представляло собой хороший бизнес, поскольку Георгий Мамардашвили уже был подписан на подмену Алиссону.
«Байер Леверкузен» также наладил прочные отношения с Хьюзом, который хорошо ладил с генеральным директором «Леверкузена» Саймоном Рольфесом во время переговоров по Вирцу. У них сложилось общее понимание того, как должны быть структурированы сделки, чтобы угодить их начальству.
Что касается Вирца, показатели должны были оставаться в рамках, установленных FSG, но Рольфес также должен был показать совету директоров, что, позволив ключевому игроку уйти, он получил значительную цену.
Решение по Куанса не было связано с переговорами по Вирцу, но все равно потребовало длительных обсуждений. И снова «Ливерпуль» обратил внимание на оценки других центральных полузащитников, в том числе Джаррада Брэнтуэйта из «Эвертона», который прошлым летом получил предложение от «Манчестер Юнайтед» на сумму до £43 млн., как на причину держаться, особенно учитывая, что Куанса, похоже, становится все ближе к сборной Англии.
Когда дело дошло до заключения соглашения, структура сделки также имела ключевое значение. Включение пункта о выкупе помогло леверкузенцам снизить цену, но также помогло «Ливерпулю» оправдать уход игрока старшей команды.
Похожая ситуация сложилась и с Эллиоттом, когда он перешел в «Астон Виллу» в последний день трансферного окна в аренду на сезон с обязательством выкупа, что зависело от того, сыграет ли он в этом сезоне 10 матчей. Первоначально «Ливерпуль» оценил 22-летнего форварда в £50 млн., но позволил ему уйти за пакет стоимостью около £35 миллионов фунтов стерлингов, который включал опцию обратного выкупа и выгодное условие о последующей продаже.
Поскольку Исак, Экитике, Вирц и Джереми Фримпонг двигали Эллиотта все ниже в клубной табели-о-рангах, «Ливерпуль» посчитал, что, отдав его в стан сильного соперника по Премьер-лиге, где он может расти в цене, они все равно смогут извлечь выгоду из его будущих успехов.
Клубы-соперники знают, что они получают, когда имеют дело с «Ливерпулем». Эдвардс — уважаемая фигура, поскольку был на вершине игры, в то время как Хьюз хорошо известен влиятельным агентам по работе в «Борнмуте».
Многие представители игроков используют одни и те же выражения, когда их спрашивают об их мнении о Хьюзе: его считают «трудолюбивым» и «знающим рынок изнутри». Другие говорят, что он «справедливый» и «понимающий», но может быть жестким.
Мэтт Ньюберри, ранее возглавлявший в «Ливерпуле» отдел по подбору персонала для старшей академии и управлению арендами, является еще одной ключевой фигурой в своей роли директора по работе с талантливыми игроками по всему миру. Он помогал находить временные варианты для игроков в преддверии будущих продаж.
Не каждое решение было простым. Хьюз, в частности, принимал трудные решения, которые могли иметь неприятные последствия, например, отказал Мортону в аренде в прошлом сезоне, когда его пригласил леверкузенский «Байер».
Когда «Ливерпуль» упустил испанского полузащитника Мартина Субименди, было решено, что Мортону будет разрешено уйти только на постоянной основе, а если нет, то его будут использовать в качестве запасного. Этот переход был осуществлен этим летом, когда «Лион» подписал контракт на сумму £8,6 млн., который этим летом вырос до £13 млн фунтов стерлингов.
Именно Хьюз помешал голкиперу Витезславу Ярошу покинуть команду прошлым летом, поскольку был обеспокоен травмами Алиссона. Ярош, только что оформивший дубль в чемпионате и кубке в составе «Штурма Граца», с нетерпением ждал игры на постоянной основе, но его пребывание в команде оказалось полезным, поскольку во время двухмесячного отсутствия Алиссона он стал вторым номером.
Благодаря подробному объяснению процесса и тому, как велика вероятность того, что они покинут команду этим летом, это помогло сохранить мотивацию двух игроков, а также вызвало интерес со стороны других команд.
24-летний Ярош перешел в «Аякс» на правах аренды и может стать еще одним выпускником академии, который будет продан с хорошей прибылью, как и Льюис Кумас, который был отдан в аренду «Бирмингем Сити» на сезон, но без права выкупа, поскольку «Ливерпуль» считает, что хороший сезон может повысить стоимость 19-летнего игрока.
Были и другие возможности продать игроков, в том числе Джеймса Макконнелла, Оуэна Бека и Луку Стивенсона, но «Ливерпуль» проявил твердость, показав, что если цены не будут соблюдены, то игроки не будут проданы по дешевке. Все они сейчас отданы в аренду.
Именно эта долгосрочная стратегия сейчас приносит свои плоды. Только «Челси» и «Борнмут» этим летом заработали больше денег, чем «Ливерпуль», за счет продаж игроков, но в их отчетах есть оговорки — в случае с «Челси», потому что многие из их продаж являются убыточными, а в случае с «Борнмутом», потому что их стартовый состав был ослаблен.
Другие топ-клубы, тем временем, могут только с завистью наблюдать за способностью «Ливерпуля» получать высокие цены за свои таланты, особенно «Арсенал», рекордной продажей которого остается переход Алекса Окслейд-Чемберлена в «Ливерпуль» за £35 млн. в 2017 году. «Ливерпуль», напротив, с тех пор продал семь игроков на сумму, превышающую эту.
Чемпионы, тем временем, могут доказать в этом сезоне, что они действительно стали сильнее благодаря переменам, и с учетом того, что в клуб возвращается столько денег, баланс также выглядит здоровым.
Автор: Грегг Эванс (источник)
Фотографии обложки: Луис Диас, слева, и Ричард Хьюз; Getty Images
Приглашаю в свой телеграм-канал — переводы статей о футболе и порой просто новости и еще много всего интересного!