Кажется, Джокович сдался
Новаку Джоковичу 38 лет. Новак Джокович – третий по уровню теннисист планеты. Это просто фантастическое достижение, очередной показатель его невероятное величия.
Но есть ощущение, что уже и сам Джокович понимает – выиграть 25-й «Большой шлем» сейчас практически нереально. Потому что на пути слишком много препятствий.

Главные – это, конечно, Янник Синнер и Карлос Алькарас. На трех последних «Шлемах» Джокович дошел до полуфинала и проиграл там кому-нибудь из них. Причем проиграл убедительно, не взяв ни партии.
Поэтому после вылета с US Open (4:6, 6:7(4), 2:6 от Алькараса) сам серб сказал:
«Они слишком сильны, играют на очень высоком уровне.
К сожалению, после второго сета я просел физически. Мне хватило сил, чтобы бороться с ним два сета. После этого я сдулся, а он продолжал на тех же оборотах. То же самое было с Янником [на «Ролан Гаррос» и «Уимблдоне»]. В пятисетовом формате мне с ними тяжело – особенно на финальных стадиях «Больших шлемов».
Я доволен уровнем игры, так что это больше вопрос физической подготовки. Я делаю все возможное, чтобы поддерживать этот уровень как можно дольше, но этого недостаточно. К сожалению, я уже не могу контролировать этот вопрос.
Мне будет сложно пройти Синнера и Алькараса в пятисетовом формате. У меня больше шансов в трехсетовом. При этом я не ставлю крест на «Больших шлемах». Я буду бороться, чтобы пройти в финал и как минимум претендовать на трофей. Но задача очень сложная».

Если распаковать это выступление, то мы получаем примерно следующее:
1. Наверное, впервые примерно с 2010-го пятисетовый формат стал не преимуществом, а проблемой для Джоковича. Если раньше мы рассуждали в духе «они, конечно, могут выдать пару феерических сетов против Новака, но хватит ли их на весь матч?», то теперь мысль трансформировалась: «Джокович, конечно, может выдать феерические сет-два против Синкараса, но хватит ли его на весь матч?»
2. У Джоковича есть две мысли, которые друг с другом никак не женятся. С одной стороны, он говорит, что шансов обыграть Синкараса в трехсетовом формате будет больше. С другой стороны, раньше он говорил, что турниры в трехсетовом формате ему не особо интересны.
Практика этого теннисного лета показывает, что, кроме «Шлемов», Джоковича не интересует вообще ничего. Его последние три турнира – «Ролан Гаррос», «Уимблдон» и US Open. Больше он не играл. До конца года в его расписании один турнир – Афины, где директорствует его младший брат.
Формат турниров «Большого шлема» на трехсетовый до следующего сезона никто не поменяет. Так что Джокович, кажется, сам готов к тому, что дальше будет выступать очень редко и без особых шансов на большие победы.
3. Джокович явно понимает, что окно возможностей очень узкое. По сути, вариантов три:
● Надеяться на плохую игру Синкараса. Но вероятность того, что они оба в матче с сербом сыграют плохо, – минимальная.
К тому же даже плохо играющего Алькараса на Australian Open ему было победить так тяжело, что он усугубил травму и снялся с полуфинала после одного сета.

● Надеяться, что кто-то обыграет одного из них – и чуть-чуть облегчит задачу.
● Надеяться, что другие выбьют их обоих – и очень облегчат задачу.
Все три сценария выглядят практически фантастическими. И по словам Джоковича есть четкое ощущение, что он это понимает.
4. Обратите внимание на формулировку: «Я буду бороться, чтобы пройти в финал и как минимум претендовать на трофей». Последние 15 лет у Джоковича на «Шлемах» была одна задача – титул.
И даже в 2024-м было невозможно представить, чтобы он сказал: задача – побороться (!) за финал (!!!).
***
Сейчас Джокович, как кажется, испытывает то же, через что они с Федерером и Надалем пропустили не одно поколение соперников – ощущение неподъемной тяжести стоящей перед ним задачи. Потому что для исполнения мечты надо обыграть гиганта, который при прочих равных просто сильнее. А если тебе это как-то удастся, потом надо будет обыграть еще одного такого же.
Вот уж действительно – история развивается по спирали.
Синнер и Алькарас – в финале 3-го «Шлема» подряд. Это величие их соперничества
Фото: Gettyimages.ru/Al Bello, Cameron Spencer, Clive Brunskill
Принимает он по-прежнему гениально, бэкхенд шедевральный, понимание игры великолепное. Но навылет с форхенда ему молодых практически не пробить, при агрессии идут ошибки, подача подводит, у сетки много очков теряет. Затерпеть, как с Алькарасом в финале Олимпиады, играя глубоко по месту без обострений, выжимая ошибки и держа подачу, он может на сет-два, но этого на Шлемах мало.
О чем вы? Джокович сейчас третий по игре в туре после двух молодых монстров, и по сути проигрывает только им.
При этом, совершенно ясно, что его держит в туре: желание выиграть 25-й шлем и стать единоличным лидером обоих туров по этому показателю.
В принципе план не такой уж неосуществимый, если эта двойка вдруг оступится на пути к решающим стадиям. Был бы у серба в полуфинале, скажем Де Минор, а в финале Оже-Альясим, не сомневаюсь, он бы выиграл турнир.
Поэтому, "нашакалить" еще один шлем серб может. Говорю это слово без всякой негативной коннотации, потому что уж один такой шлем Джок точно заслужил, поскольку все свои чашки он собрал в исключительно сложной борьбе, обыгрывая лучших.
ЮСО-23: Фритц-Шелтон-Медведев
РГ-23: Хачанов-Алькарас-Рууд
АО-23: Шелтон-Пол-Циципас
Уимблдон-22: Синнер-Норри-Кириос
Уимблдон-21: Фучович-Шаповалов-Берреттини
РГ-21: Берреттини-Надаль-Циципас
АО-21: Зверев-Карацев-Медведев
На момент всех этих встреч только у трёх соперников были Шлемы: у Надаля с усугубленной по ходу матча травмой, у зеленого Алькараса (один Шлем, судороги со второго сета) и у Медведева (один, взятый как раз у Джоковича при известных обстоятельствах). Ну ладно, РГ-21 ещё можно признать достижением, всё-таки Надаль и Циципас действительно были лучшими на грунте на тот момент. Но остальные просто зеркало коллапса и ничего более.