Что такое теннисная ракетка и как она устроена
Тренер Янника Синнера Даррен Кейхилл говорил: «Для теннисиста нет ничего важнее ракетки. Она член семьи. Мы видим ракетки чаще, чем самых близких».
Ракетки и правда катастрофически влияют на игру – в этом сезоне после перехода на другую ракетку Стефанос Циципас выиграл турнир, а Александр Бублик вернулся в топ-20. А как она вообще устроена? И как выглядела раньше?
Как менялись ракетки: влияние Второй мировой, керамика и спагетти
Почти сто лет – с момента появления лаун-тенниса в 1870-х по 1960-е – ракетки были в основном деревянными. Правда, у них почти сразу обнаружилась хрупкость каркаса, и в 1920-1940-х частично играли металлическими ракетками. Но из-за Второй мировой войны возник дефицит металла, так что вскоре индустрия перешла обратно на дерево, которое теперь стали ламинировать. Кроме того, когда его попытались массово заменить на металл, выяснилось, что края отверстий, через которые проходят струны, получались слишком острыми – в итоге струны, которые тогда делали только из натурального волокна, часто рвались. Это тоже не способствовало переходу.

В 1960-х теннис устал от дерева, металл перестал быть дефицитным, а в мире началась космическая эра – так вернулись к идее сменить дерево на металл. Прорывным стало изобретение Рене Лакоста, в 1953-м придумавшего технологию, по которой струны были буквально примотаны к рамке. Позже он продал эту ракетку Wilson – так появилась легендарная стальная T2000 (было продано около 2 млн экземпляров). По нынешним стандартам она считалась бы тяжелой – 385 граммов (например, ракетка Карлоса Алькараса весит 305) , но для того времени стала настоящим прорывом.
T2000 играла Билли Джин Кинг в конце 1960-х (правда, потом она вернулась к деревянной ракетке), а Джимми Коннорс называл ее «самой быстрой ракеткой», пользовался 18 лет и выиграл восемь «Больших шлемов». После этого к разработке металлических вариантов подтянулись и другие производители, и дерево ушло с кортов – последними, кто выиграл «Большие шлемы» деревянными ракетками, стали Янник Ноа и Крис Эверт на «Ролан Гаррос»-1983.

Но эра металла продлилась недолго – параллельно с этим компании разрабатывали композитные ракетки. Экспериментировали с графитом (позже он стал основным материалом), стекловолокном, пластмассой, бором и даже керамикой – такой ракеткой играли Иван Лендл и Мартина Навратилова. В итоге эксперименты оказались удачными, и уже к середине 1980-х игроки перешли исключительно на композитные ракетки.
Вместе с этим начала расти головы ракетки – теперь это позволяла сделать прочность материалов. Обычная голова деревянной ракетки составляла примерно 60-70 кв. дюймов, а у новых она могла превышать 105. Современные топы чаще всего играют ракетками в 95-100 кв. дюймов.

Как это повлияло на игру? Увеличенный размер головы добавляет ударам мощности. «Большая ракетка подходит моему атакующему стилю – я могу играть агрессивнее и с меньшим риском», – говорил Роджер Федерер в 2014-м, когда к 90 кв. дюймам его Wilson Pro специально для него добавили еще семь дюймов.
Еще тогда же, когда активнее всего экспериментировали с материалами, появлялись (и быстро исчезали) абсолютно невероятные идеи. Например, спагетти-ракетка с двойным переплетением струн – способ натяжки изобрели в 1977-м, а на следующий год его уже запретили. Посчитали, что он слишком сильно и непредсказуемо крутит мяч.

Или ракетка Big Bubba, которую выпустила Gamma в 1996-м – она напоминала перевернутый треугольник длиной в 32 дюйма и головой в 137 кв. дюймов. Тогда это соответствовало правилам ITF, но и ее забанили из-за величины головы ракетки, побоявшись, что удары станут слишком мощными, а игра – слишком скучной. Сейчас ракетки не могут быть длиннее 29 дюймов.
Как делают современные ракетки: -16°C, 420 миллиардов комбинаций карбона, вибрирующие камни
Сейчас основной материал, из которого делают ракетки – карбоновое волокно, которое называется карбоновым ковром. Он очень липкий и при повышении температуры сразу вступает в химические реакции. Так что до начала производства его хранят при минусовой температуре, около –16 градусов по Цельсию.

У карбоновых ковров есть направление волокна. На первом этапе создания ракетки эти куски карбона стыкуют друг с другом и сворачивают в рулоны. И здесь очень важно, в каком направлении будут лежать все ковры – Head утверждает, что есть 420 миллиардов комбинаций, которые в итоге будут влиять на игровые характеристики ракетки.
После того, как рулон готов, его нагревают и оборачивают вокруг одной болванки, формируя первоначальную заготовку. Затем прототип ракетки помещают в другую болванку, где уже нагревают около 20 минут – после этого рама готова. Готовую форму из карбона кладут в машину со специальными вибрирующими камнями – так покрытие подготавливают к последующим этапам. Потом на специальной машине просверливают отверстия для струн – в каждом типе ракетки они разные.

В самом конце уже занимаются деталями: красят, делают базовую обмотку на ручках, добавляют вес на нужные части ракетки, чтобы у нее был правильный баланс.
Струны из кишок, встроенные полотенца и резинка против звука
Исторически струны были натуральными – catgut раньше делали из кишечника овец, потом перешли на кишечник коров (кошки при этом не страдают). В середине 90-х с приходом бренда Luxilon, раньше производившего одежду, появились синтетические струны, похожие на полиэстер. Они дают возможность гораздо больше крутить удар, так как часто их делают геометричными. Например, струны Рафаэля Надаля были восьмиугольными, чтобы лучше цеплять мяч. Сейчас такими играет Алькарас.
Но окончательно натуральные струны они не вытеснили – их стали использовать вместе. Из действующих игроков такое сочетание использует Новак Джокович.
«По нашим оценкам, 50% эффективности зависит от ракетки и 50% – от струн. Струна – это двигатель теннисной ракетки. Она сильно влияет на игру с точки зрения мощности, контроля, комфорта и вращения, поэтому сочетание ракетки и струн имеет решающее значение для теннисиста», – говорит Оливье Карлие, руководитель теннисного отдела Babolat.

Еще их сравнивали с шинами из «Формулы-1»: «Игрок – это гонщик, ракетка – это машина, а струны – это шины. Именно шины соприкасаются с трассой, передавая мощность от машины к земле им отвечая за сцепление. То же самое происходит со струнами: они являются точкой контакта между мячом и игроком с ракеткой».
Базовые намотки, которые сейчас приклеивают на ракетку еще на этапе производства, появились уже в начале XX века. Тогда они были тканевыми, пока в 1920-х Dunlop не выпустил версию из резинки. Затем теннис перенял из гольфа перфорированную кожу – но у нее были серьезные недостатки: намотки быстро изнашивались и начинали выскальзывать из рук, если те потели.
Из-за этого появились первые верхние намотки – иногда можно заметить, как игроки успевают менять их во время переходов. Интересно, что первые такие намотки были сделаны из полотенец. Сегодняшние же производят из синтетических материалов. В основном они бывают двух типов – абсорбирующие, чтобы впитывать пот, или наоборот такие, которые слегка приклеивают ракетку к руке.

Еще на ракетках игроков можно заметить виброгаситель. Это небольшая резинка на струнах, которую, как и многое в теннисе, придумал и запатентовал Рене Лакост. Это произошло в 1964-м, как раз когда начали шире распространяться металлические ракетки. На деревянных виброгаситель был не так нужен, потому что дерево более пластично.
По большей части виброгасители убирают раздражающий звук удара мяча о струны, а также вибрацию, из-за чего игроку приятнее бить по мячу. Были предположения, что виброгаситель может снижать вероятность травм руки, но подтверждений этому не нашли – как и тому, что он повышает мощность удара.

При этом многие топы – например, Серена Уильямс, Роджер Федерер, Энди Маррей – вообще играли без виброгасителя. Почему? Потому что по тому самому звуку можно отследить чистоту удара и тем самым лучше его контролировать. Так что виброгаситель – это скорее опция.
***
Для игроков ракетка и правда живая. Пит Сампрас говорил: «Я позволяю ракетке вести разговор. В этом и есть вся моя суть. Я просто выхожу и выигрываю матчи».
Теннис – одинокий, давящий и психологически тяжелый спорт, в котором у игроков фактически нет ни дома, ни отдыха. Они ищут стабильности – и находят ее в том, с чем проводят больше всего времени. Мария Шарапова в «Неудержимой» писала: «Ты меняешь десяток разных отелей, квартир, турниров. У тебя будто вовсе нет дома. Все проходит мимо. Никогда не позволяешь себе погрузиться слишком глубоко или слишком веселиться, потому что знаешь: послезавтра тебя уже здесь не будет. Остаются только ракетки – всегда с тобой, на твоей стороне».

Это может превращаться в обсессию – Андре Агасси в автобиографии признавался: «Я одержим своей сумкой с ракетками. Я храню ее в идеальном порядке и не извиняюсь за эту педантичность. Сумка для меня – это и портфель, и чемодан, и ящик с инструментами, и ланчбокс, и палитра. Мне нужно, чтобы она всегда была в идеальном состоянии. Теннисная сумка во многом похожа на сердце – нужно всегда знать, что в ней находится».
И пока для нас ракетка – всего лишь инструмент, для теннисистов она становится поддержкой, опорой и жизнью.
Лакост – теннисист, придумавший рубашку поло
Фото: Gettyimages.ru/Fox Photo/Hulton Archive, Central Press, Chris Cole/Allsport, Topical Press Agency, Julian Finney, Clive Brunskill; courts.club; скриншот The Tennis Mentor
Поэтому надо ближе к жанру фильма "Маска". Сломанная Медведевым ракетка, в которую вселяется злой дух, находит себе какого-нибудь среднего игрочишку (например Бонзи),порабощает его, и этот игрок с такой ракеткой становится неуязвимым для Даниила. Бонзи с волшебной ракеткой выносит Медведева везде и всегда (против других соперников колдунство не действует). И только, если Даниил осознает своё плохое поведение на корте, раскается и подобреет, извинится перед каждым судьей, которому он успел нахамить то тогда сможет снять это проклятие ...
И в конце говорит что-то стандартное типа "Не важно, какая ракетка, важно, как ты её используешь" :)
По ракеткам можно добавить, что разные модели ракеток разработаны специально под определенный стиль игры и что игроки предпочитают- комфорт, универсальность, точность, мощность, вращение.