14 мин.

Артём Дзюба в «Спартаке» Игрочишка, любимчик Федуна и пропавший портмоне. Как это было?

В современном футболе те, кто хоть немного разбирается в спорте, понимают влияние Артёма на российский футбол. Пик его популярности пришёл довольно поздно — в 29 лет.

Футбол как культура измеряется поколениями: даже если ты был игроком выше среднего, через 10–20 лет о тебе забудут. Напоминание о таких футболистах будет звучать разве что в исторических викторинах.

После домашнего ЧМ-2018 Дзюба стал национальным героем — как и практически вся та команда, за исключением одного любителя «Кофемании». Яркая личность Артёма, его лидерские качества расположили к себе миллионы домохозяек и людей, далёких от футбола. В какой-то момент он был самым медийным человеком в стране.

Самое главное в Дзюбе — умение находить сопряжение между зрителем и футболистом. Он всегда чувствовал грань, при которой мог повернуть себя той стороной, чтобы быть услышанным, удобным, «своим» для простых людей.

Дзюбу запомнят надолго, по крайней мере за его достижения. Хотя он и не обладал неординарными качествами гения, далеко не всегда вёл себя позитивно и порой даже проявлял неуважение.

Но что поделать — такова жизнь.

---

Детство и первые шаги Артёма Дзюбы

Родители Артёма познакомились случайно. Мама, приехавшая в столицу из Чувашии, работала обычной продавщицей в магазине продуктов у метро «Щёлковская». Отец, уроженец солнечной Лубны (Полтавская область), только начинал службу в рядах МВД. Приглянувшись молодой продавщице, он стал частым гостем магазина — то за чаем, то за печеньем, под самыми разными предлогами. И уверенность его оправдалась: спустя время они съехались, а в 1988 году на свет появился главный герой нашей истории.

Жили Дзюбы в престижном районе Москвы — у Чистых прудов, но в коммуналке на три семьи.Артём вспоминает то время с теплотой, хотя без неприятных деталей не обходилось:

«У меня до сих пор брезгливость к насекомым. Тараканов тогда было полчище. Забежишь в туалет, кто-то выключит свет, и в темноте — раз фонарик, два, три… Так и сидел, считал»

Детство 90-х у Тёмы проходило относительно беззаботно. Он рос любознательным, спортивным ребёнком, а главным увлечением с ранних лет стал футбол.

Родители Светлана и Сергей Дзюба

Тогда во дворах собирались целые компании ребят, чтобы «погонять мяч», и Дзюба до сих пор сравнивает то время с нынешним поколением — с лёгким упрёком за зависимость современных детей от гаджетов.

Мальчик долго уговаривал отца отвезти его на просмотр в футбольную школу. Целый год ходил «хвостом», пока наконец не добился своего. Всего в трёх станциях метро от дома располагались Сокольники, а «Спартак» тогда был главной командой страны. Выбор был очевиден.

Правда, судьба решила испытать юного Артёма: в первый приезд он даже не попал на поле — очередь оказалась слишком большой. Но через два дня вернулся и сумел показать себя.

«Был такой момент: обыгрываю трёх ребят, выходит на меня тренер — сын Ярцева. Я на замахе обвожу его, забиваю гол. А он пальцем на меня: “Ты! Завтра в 10 утра”».

Сначала Артём даже растерялся — подумал, что, может, обыгрывать тренера «нельзя». Но на следующий день стало ясно: его берут в команду.

Адаптация далась нелегко. Набор в группу 1988 года  уже прошёл, и Дзюба попал в коллектив, где ребята были «маленькими звёздами». Но после первой драки стеснение ушло — и Артём быстро стал своим в красно-белой семье.

Александр Ярцев. Первый тренер Артёма

Дебют.Взрослый футбол

И всё пошло по нарастающей: первый матч в РПЛ против «Сатурна», первый гол против «Томи» и первые интервью, где он оправдывался за  молодёжь:

> «Не правы болельщики, которые думают, что нас, молодых, только холят, мы ничего не ценим, а только в масле катаемся»

На самом деле сейчас, с течением прошлых лет, забавно такое читать.

Всё равно свои минуты на поле он получал, а владелец тогдашнего «Спартака» Леонид Федун отмечал его как один из главных талантов команды:

> «Из молодых мне очень нравится Дзюба, у него уникальные физические данные, устойчивая психика. Правда, у Артёма сейчас очень опасный возраст. Ему исполнилось 18, и я не знаю, как для него сложатся следующие два года. Это только на первый взгляд маленький срок, а на самом деле — гигантская дистанция, проходя которую футболист может измениться до неузнаваемости».

Сказав об этом в 2006 году, отчасти он был прав. Дзюба начал лениться уже после двух сезонов во взрослом футболе. И хоть были яркие вспышки — как дубль против «Тоттенхэма» в Кубке УЕФА или гол в ворота столичного «Динамо» с замены, — всё равно нестабильность и уверенность, что в высшей лиге можно обыгрывать только на одной ноге, мешали выйти на новый уровень.

Ровно до той истории с кошельком Владимира Быстрова, когда после одной из тренировок он недосчитался 23 тысяч рублей.

История с кошельком

Было это на сборах в Австрии в 2009 году. Тогда команду только что принял Валерий Карпин в качестве главного тренера, и с Дзюбой были сразу противоречивые отношения: оба с характером и за словом в карман не полезут.

Есть такие моменты, когда молодой игрок не хочет стелиться под тренера, который требует к себе тотального подчинения.

На фоне истории с «изделием номер 23» на помощь главного тренера можно было не рассчитывать. Каждый в тот момент говорил свою версию событий: Дзюба — что его подставили, намекая на недавнюю стычку с Быстровым, и обвинял себя в излишней доверчивости и непонимании, что люди могут оставаться такими злопамятными спустя некоторое время.

Второй объяснял, что всё было вскрыто перед командой, и номера на купюрах совпадали, и что такие ситуации уже были, просто в этот раз он захотел поймать «за руку».

В итоге было собрание лидеров команды и главного тренера, где обсуждали вопрос про Дзюбу — выгонять ли его или оставить в команде.

Трое были «за», четверо — «против».

Остальные воздержались.

Ну и после такого «судилища», по словам Артёма, на котором он не присутствовал, ему начали продавливать мнение, что надо искать команду под аренду. Так как он хоть и действительно талантливый нападающий, но атмосфера в клубе важнее. Но не топ-5 России — конкурентов усиливать нельзя.

Поэтому на выбор был «Амкар» либо «Томь».

Решили отправить  в Томск. Главный приоритет был в главном тренере Валерии Непомнящем — он отличный психолог с огромным опытом, который сможет утихомирить Дзюбу и принять его таким, какой он есть.

Артем был «большим ребёнком», и ему нужны были наставления, а не упрёки, комфортная атмосфера, чтобы он чувствовал себя нужным. Тогда у него всё будет получаться.

Поначалу  тушевался: по его мнению, с ним поступили несправедливо, предали, отправили в ссылку в Сибирь, куда 20-летнему парню из столицы совершенно не хотелось ехать. Но по приезду, на первой тренировке, после шуток своих уже новоявленных одноклубников:

«О, медвежатник приехал!»

«Мужики, у меня 50 рублей из кармана пропали, Артем, ты?»

Дзюба сразу влился в коллектив. Немало было и спартаковцев в «Томи»

Ваня Комиссаров, который и по сей день является лучшим другом Артема,

Андрей Иванов и Илья Гутляев.

Атмосфера в команде была замечательная. Наш главный герой отмечал, что в «Спартаке» ему приходилось отрабатывать на тренировках с лицом мумии — ведь если улыбнёшься, при первом поражении тебе это сразу вспомнят.

В Томске всё было иначе: все неудачи забывались на следующий же день, да и опытный тренер Валерий Непомнящий этому способствовал, ведь это помогало молодым раскрыться психологически.

Главный тренер Валерий Непомнящий

Артема под своё крыло взял Валерий Климов, он был старше на 14 лет. Ну бывают такие моменты, когда чувствуешь, что это твой человек, и вам есть о чём поговорить, и разность поколений не мешает — так было и здесь.

Все эти факторы помогли Дзюбе раскрыться, и в сезоне 09/10 он наколотил 10 голов в 23 матчах. По окончании того года команда выступила достойно для своего уровня, заняв 8-е место в чемпионате. Уже в следующем году они вылетели и больше никогда не задерживались в высшем дивизионе дольше одного сезона.

Возвращение в Москву.

Конкуренция, первая медаль и знакомство с женой.

После добротного сезон по меркам нашего чемпионата Дзюбу возвращают из аренды обратно в «Спартак». Да, он и не прочь был остаться в Томске — всё-таки уже обжился.

Но амбиции до побед (и, возможно, премиальных?) оказались выше. Понимая, что в «Томи» ему не светит ничего, кроме любви местных болельщиков, он с удовольствием сел на самолёт и улетел в столицу.

Там его не то чтобы ждали: конкуренция на его позицию была одной из самых высоких в лиге.

В сезоне 0/11 бушевал Веллитон с 19 забитыми мячами, а летом купили из турецкого «Фенербахче» огромного нигерийца Эменике за 10 млн евро. Спрашивается, где же тут место Артему?

Да, оно нашлось. Когда был здоров бразилец, Дзюба действовал в оттяжке, подменяя голландца Де Зеува, иногда составлял пару в нападении рослому нигерийцу. И действовали они довольно эффективно: тогда Эммануэль настрелял 13 голов за 22 игры, а у Артема был один из самых стабильных сезонов — 11+3 в чемпионате за 40 матчей.

(Не удивляйтесь количеству: тогда переходили на систему осень–весна, поэтому сезон 2011/2012 растянулся на полтора года.)

Эменике и Дзюба

По итогам «Спартак» взял серебряные медали, а Артем высказался по этому поводу следующим образом:

«По-моему, это моя третья серебряная медаль, но первая, в завоевании которой я участвовал. Раньше меня награждали, когда я толком не играл. А сейчас внес реальный вклад в успех великого родного клуба».

Помимо спортивных побед, на личном фронте тоже был успех.

Дзюба познакомился со своей будущей женой Кристиной совершенно случайно через своего лучшего друга и бывшего одноклубника Ивана Комиссарова. Он ухлестывал за ней, но она не отвечала взаимностью. Артему же повезло больше: при первой встрече он смог очаровать свою будущую жену, которая сначала даже не поняла, что он футболист. В её голове был стереотип о том, что футболисты все, мягко говоря, глуповаты, а по нему этого нельзя было сказать (спорный факт).

Жена Артёма. Кристина Дзюба

Тренеришка

В новом сезоне 2012/2013 Валерий Георгиевич покинул команду в качестве главного тренера. На его смену подписали молодого испанского специалиста Унаи Эмери, который неплохо проявил себя  в «Валенсии».

Под его руководством раскрывались такие нападающие, как Давид Вилья и Роберто Сольдадо.

А вот с Артемом общение изначально не заладилось. Мешал не языковой барьер, а скорее характеры из параллельных полушарий. Эмери — утончённый человек, фанатик и футбольный педант, для которого поражение сравнимо с личным ударом по собственной репутации. Дзюба — балагур и шут; если он зацикливался на неудачах, то предпочитал скрывать это за волной юмора. Но испанец видел в нём потенциал, игрок не принял новый подход.

Апатия и лень — вот его два «бича». Человек укореняется в своих мыслях, и после этого переубедить его почти невозможно.

Вот что он говорил про те времена:

«Я же никогда не говорил, что он плохой тренер. Но вот именно тот этап, когда «поплыл» — он ходил с личным психотерапевтом, один раз на тренировке 2 часа угловые подавал с Макгиди. Тот уже не выдержал, эмоциональный был, говорит ему: „Пошёл ты!“ Тот на колени падает и кричит навзрыд. Мы все были в шоке».

Эмери даёт установку игрочишке

В том году «Спартак» лихорадочно пытался выбраться хотя бы в тройку, но после поражения от «Динамо» со счётом 1:5 баска Эмери уволили прямо в раздевалке.

Именно в тот момент Дзюба произнёс свою крылатую фразу:

— Артем, скажи что-нибудь по матчу.

— Да вон пусть говорит наш тренеришка, епт.

После этого момента вместо «изделия номер 23» появился новый персонаж — «игрочишка». Этот образ так прижился, что шёл с Дзюбой рука об руку до 2018 года, а он был и не против.

Конец отношений со «Спартаком», временный человек для Бердыева и переход в «Зенит».

Недолго музыка играла, недолго Дзюба танцевал. Он пережил уже четырёх тренеров «Спартака» за всю свою карьеру, но оказался снова не нужен. Его отправляют в аренду, теперь уже в «Ростов». Та команда только набирала обороты, и Артем попал в атмосферу строящегося коллектива под руководством Курбана Бердыева. Именитый тренер всегда берёт игроков под развитие своей системы: он готов работать только с тем материалом, в котором уверен. Арендованный форвард красно-белых был ему, скажем так, временно нужен — в него не вкладывались.

Но что у Дзюбы не отнять, так это умение проявляться, когда в него уже никто не верит. И под конец сезона 13/14, Артем назабивал приличное количество голов за ростовчан (17 в 28 матчах), активизировались и «Спартак», и питерский «Зенит». Также говорили про «Динамо».

Вообще тот год был переломным: тогда ему поступил вызов в национальную сборную на постоянной основе, и он забил первые голы. Произошло возвращение в родной клуб,  ему не то чтобы были рады, но статистику не обманешь.

Начались торги. Одна часть руководства «Спартака» хотела продать неугодного Дзюбу, ведь ставка была сделана на другого, более спокойного Юру Мовсесяна. Другая половина хотела оставить: Артем хоть и был своенравным и ненавистным фанатами, но всё же свой воспитанник.

Юра Мовсесян

В любом случае цели были понятны: если и отпустить — то точно не за бесплатно и не в Россию.

Но у Артема были другие планы. Ему надоели постоянные качели, он считал, что заслуживает большего уважения. Началось давление — СМИ, внутренняя политика клуба, фанаты. А владелец Федун и вовсе призывал «выкинуть калькулятор из головы», заявляя, что за лишний рубль «онмать удавит».

Неудивительно, что Артем не шёл на попятную. Летом он, став свободным агентом,  и перешёл в питерский «Зенит».

В чём была проблема между Дзюбой и московским «Спартаком»? Наверное, в том, что они друг другу надоели: лимит терпения исчерпался у руководства клуба, и у Артема. Каждый думал, что он прав, каждый пытался выставить себя в более выгодном свете перед болельщиками, и в этом противостоянии никто не выиграл.

«Спартак» потерял деньги на продаже, а их воспитанник перешёл к принципиальному сопернику буквально за ноль евро. Дзюба же навсегда утратил  авторитет у главных фанатов страны,  и приобрёл репутацию «игрочишки» с конфликтным характером.

Итог.Мои мысли

Про Артема Сергеевича можно было бы написать не одну статью, а целую серию. Начав писать, у меня был такой энтузиазм, что позавидовал бы каждый. Но с каждым блоком мне становилось так тошно от этого человека, что пару раз я хотел забросить. Лично у меня всегда складывалось ощущение, что это «свой парень», которому не повезло с пиарщиком, или не было агента, который вовремя мог остановить поток сознания Артема.

Но с течением написания статьи я понял: он такой двуличный человек — не в плохом смысле. Днём он шут и балагур, лидер и мотивационный гигант. Ночью — эгоцентрик, мнительный и, в простонародье, сутяга. У него всегда виноваты обстоятельства и люди, которые не приняли его таким, какой он есть.

Он прямо олицетворяет весь русский футбол и стереотип о том, кто в нём играет:

Обаятельность — Смолова

Конфликтность — Денисова

Изворотливость — Карпина

Самовлюбленность — Мостового

Предательство — Быстрова

Проще говоря, пока я ехал в электричке с телефоном в руке, перекидывая мысли в голове, чтобы создать цельную картину, на фоне играла одна песня Ноггано, и следующие строки особенно резонировали:

«Если честно, тётечка, я зять не очень

Репутация сомнительная и характер склочный

Я проходимец и та ещё сволочь

Зачем вам, мама, такой сыночек»

Спасибо, что прочитали! Подписывайтесь на мой телеграм и не упускайте новые статьи. Всем удачи!