9 мин.

Почему в женском баскетболе редко забивают сверху? Может ли данков стать больше?

Спросили у специалистов.

Прошедшей ночью в женской НБА стартовал плей-офф. По ходу этого яркого турнира зритель увидит напряженные концовки, сверхдальние трехочковые, эмоциональные камбэки, скоростной дриблинг и «слепые» передачи. Но вот чего он вряд ли дождется – так это данков.

А кто не любит броски сверху? Все любят броски сверху! Бросок сверху – это самое понятное «красивое» действие в баскетболе, которое привлекает к себе внимание, провоцирует аплодисменты и остается в памяти.

Но в женском баскетболе данков почти нет, каждый из них становится большим событием. Но и в таком случае баскетболистки оказываются вынуждены выслушивать упреки. Мол, женщинам броски сверху даются так тяжело, что в них нет особенной магии. Даже в женской НБА не может быть и речи ни о каких «постерах» или хотя бы данках не на пустое кольцо.

Почему женщины так редко забивают сверху?

Можно сразу же попробовать пресечь эту дискуссию, сказав, что девушки просто ниже и слабее, а центровая ростом даже 2 метра – большая редкость. Тем не менее, в хороших профессиональных командах есть девушки ростом за 190 см, но и им данки не даются. При этом данкерство уже существует как отдельная от баскетбола профессия. Там высота прыжка измеряется десятками дюймов, люди достают носом до кольца и крутят данки такой невероятной сложности, что даже конкурс по броскам сверху в НБА перестал быть актуальным. Среди девушек не видно данкеров, которые даже при своем низком по баскетбольным меркам росте демонстрировали бы чудеса полетов.

Неужели в плане бросков сверху для девушек остается пределом мечтаний то, что для мужчин является первым шагом – разбег и два шага с данком одной рукой?

Краткая история женских данков

В этом вопросе есть два лагеря – Бриттни Грайнер и все остальные. Грайнер известна не только тем, что сидела в российской тюрьме, но и тем, что забивала сверху чаще всех остальных женщин, вместе взятых. В ее активе 27 данков из 38 за всю историю женской НБА. И свое слово в этом деле Грайнер громко сказала сразу – в дебютной же игре она дважды поставила сверху.

Конкурировать с Грайнер не по силам никому, она в этом «единорог». Большинство других данков в истории НБА исполнялось в рамках Матчей звезд без сопротивления, а многие легенды могут похвастаться только одним или двумя бросками сверху за карьеру – как Лиза Лесли и Кэндис Паркер.

Австралийка Лиз Кэмбедж вошла в историю как автор первого броска сверху в рамках женского турнира на Олимпиаде – это произошло на Играх-2012 против сборной России.

Грайнер – альфа и омега женских данков, поскольку она забивала одной и двумя руками, прыгая с одной и с двух ног. Для нее это была обыденность, которую можно объяснить тем, что Бриттни была невероятно координированной для 203-сантиметровой девушки. Такой атлетизм в женском баскетболе встречается крайне редко. Она даже зависала на кольце! Такое вообще сложно себе представить в исполнении кого-либо другого из WNBA.

Но когда-то и Грайнер не было в лиге, а данк Лесли долго время оставался первым и единственным. Можно ли ожидать, что женских данков будет больше? И почему сейчас их так мало? С этим вопросом я обратился к специалистам.

Женщины не рождены для данков?

Начнем с фундамента. Девушки ниже мужчин и слабее, но есть ли что-то конкретно в мышцах и механизмах прыжка, что мешает девушкам взлетать выше? Говорят, взрывная сила завязана на быстрых мышечных волокнах – их у женщин меньше?

«У женщин действительно в среднем меньше мышечной массы и ниже уровень тестостерона, что влияет на способность развивать взрывную силу – ключевой компонент вертикального прыжка. Кроме того, у них чаще преобладают медленные мышечные волокна (тип I), тогда как быстрые (тип II), отвечающие за мощные и короткие усилия, представлены в меньшей степени.

Добавим сюда биомеханику: более широкий таз может влиять на траекторию движения и передачу силы вверх. И еще одна деталь – при равной массе тела у женщин выше доля жировой ткани, что тоже немного тянет вниз», – рассказала врач по спортивной медицине Анастасия Гранкина.

Средний рост баскетболисток в женской НБА сейчас составляет 184 см. На позиции центрового играют девушки от 190-195 см, в форварды годятся спортсменки 185-190 см. Тем не менее, треть игроков женской НБА не дотягивают даже до 182 см. И если у мужчин оптимальными габаритами для данкерства считаются 195-205 см, то девушки таких габаритов кажутся чрезвычайно некоординированными, тяжелыми и медлительными.

Может, броскам сверху мешает распределение веса именно у девушек выше обычного роста? Неужели женский атлетизм подвластен миниатюрным девушкам, вроде спринтерш Шелли-Энн Фрейзер (152 см) и Шакарри Ричардсон (155 см)?

«Не совсем. Да, при высоком росте обычно выше масса тела, а биомеханика движения меняется – выше нагрузка на суставы, сложнее ускоряться. Но при этом длинные рычаги и мощная амплитуда могут дать преимущество в прыжке.

Просто разные задачи требуют разной антропометрии: в спринте часто выигрывают компактные и быстрые, в прыжках – длинноногие с хорошей техникой. Спорт очень многогранен», – считает Гранкина.

Но существуют же прыгуньи в высоту Юлимар Рохас и Бланка Влашич – обе выше 190 см!

«В среднем у женщин меньше быстрых мышечных волокон, но это не мешает топовым спринтерам-девушкам бегать быстрее большинства мужчин, поскольку существует значительно больше факторов, которые влияют на взрывную силу. Среди них выделяют те, на которые можно повлиять, и те на которые нельзя.

Среди немодифицируемых:

  • соотношение быстрых и медленных волокон;

  • точки крепления сухожилий;

  • архитектура мышц, гормональные отличия от мужчин.

Среди модифицируемых:

  • размер мышц;

  • скорость нервного импульса и его амплитуда, которая влияет на развитие взрывной силы;

  • тренировка самого навыка, в котором нужно проявлять большую взрывную силу.

Таким образом, несмотря на то, что в данках «генетический предел» все же есть, улучшить высоту прыжка можно, тренируясь. Но поскольку баскетбол это не только про атлетизм, то больше тренировочного времени может уделяться более переносимым на спорт навыкам», – отметил Павел Самсонов, спортивный реабилитолог, лектор и автор телеграм-канала о современной спортивной медицине и реабилитации ORTHO_REHAB.

Женское данкерство будет жить после Грайнер

В мужской НБА налицо рост физических показателей – которые взлетели настолько, что тела даже молодых баскетболистов уже не выдерживают – но в женской не появляется наследниц Грайнер.

Есть надежда, что эту эстафетную палочку подхватит Тоби Фурнье, которая сейчас выступает за «Дьюк».

Или еще пример: на юниорском Евробаскете случилось чудо, когда француженка Алисия Турнебиз воткнула сверху в отрыве аж двумя руками.

Но бросается в глаза, что никто из девушек не забивает, отталкиваясь двумя ногами. Кроме Грайнер.

«Прыжок с одной ноги чаще ассоциирован с разбегом, координацией и скоростью, чем с чистой силой, как при отталкивании с двух ног. Такой прыжок требует меньше абсолютной мощности, но больше точности, гибкости и управления движением – а эти качества у женщин часто выражены сильнее. С точки зрения антропометрии – более легкое тело и особенности тазобедренной кинематики могут сделать именно разбег и отталкивание с одной ноги более «экономичным» вариантом для женского тела», – пояснила Гранкина.

Может быть, у женского данкерства есть будущее. Но вопрос остается открытым – возможно ли появление девушки-данкера, которая пусть даже не в игре, а в качестве показательного выступления будет забивать на пустое кольцо нечто более сложное?

«Теоретически – да. Для зрелищных шоу-данков у мужчин требуется вертикальный прыжок 90+ см, а у женщин пока почти нет примеров такой взрывной мощности. Но это вопрос не только физиологии (мышечная сила, тип волокон, тестостерон, жировая масса), а еще и цели.

Есть уже девушки с прыжком 70+ см, а современные методики (плиометрика, нейроактивация, работа с сухожилиями) могут приблизить к желаемому. Важно понимать, что шоу-данки – это не совсем баскетбол, а скорее ближе к акробатике. И если появится спортсменка, готовая положить на это годы тренировок – мир точно увидит ее в деле», – обнадеживает Гранкина.

«На мой взгляд здесь опять речь о требованиях игры, большая часть девушек, забивающих сверху – в первую очередь, баскетболистки. А данк – это не самый важный элемент игры, поэтому ему не уделяется столько времени в рамках тренировок. В отличие от более важных навыков, от которых на самом деле зависит контракт: бросок, передача, понимание игры.

Однако с учетом роста требований по ОФП к атлетам игровых видов спорта, как в мужских, так и в женских видах, вполне возможно, что через какое-то время мы увидим девушку, забивающую довольно сложные броски», – считает Самсонов.

Вывод получится простой – женский организм меньше расположен для бросков сверху в игровых условиях. Это очередной спор вокруг уровня тестостерона, который сказывается на мышечной массе, структуре связок, гибкости и даже пропорциях тела.

«Виноватых» в редкости женских бросков сверху можно найти много, включая даже социальные нормы, из-за которых «дылды» стесняются своего роста и вырастают некоординированными. А еще за высоких девушек идет бескомпромиссная борьба между разными видами спорта – и баскетбол далеко не всегда оказывается приоритетным вариантом.

В конце концов, женский спорт по историческим меркам – молодое занятие. Женская НБА младше мужской почти на 50 лет. И если женская лига продолжит развиваться нынешними темпами, то и пул девушек, заинтересованных в баскетбольной карьере, будет расширяться. В таком случае обязательно найдутся баскетболистки, которые смогут претворить в жизни свои мечты о слэмданке.

Фото: Gettyimages.ru/Christian Petersen, Jane Gershovich, Ethan Miller